Характеристика познавательных проблем парадигмы социального эволюционизма

и возможных подходов к их решению

С.В.Санников

Новосибирский Государственный Университет

 

Социальный эволюционизм представляет собой теоретически неоднородное научное направление, имеющее в своей основе представление о закономерном и последовательном структурном изменении обществ. В научной литературе широко рассматривались различные аспекты социального эволюционизма [Коротаев 1997; Sanderson 1990; Carneiro 2003], однако целостного осмысления данного направления с точки зрения методологии науки предложено до сих пор не было. В целях восполнения данного пробела представляется своевременным поставить вопрос о ключевых характеристиках социального эволюционизма как научной парадигмы.

Парадигмой можно считать устойчивую связную совокупность философских и научных взглядов, служащую основой для постановки проблем, планирования и проведения исследований для их решения [Розов 2001: 25]. Парадигма включает пять компонентов: тело (основу знания, включая философские принципы, научные концепции и данные), гипотезы, проблематику, познавательную цель, и методологию [Bunge 1996; Розов 2001: 25]. При этом, сдвигом парадигм следует считать смену самой основы научных и философских взглядов, как правило, тесно связанную со сменой главных или типовых проблем. В рамках социального эволюционизма можно, на наш взгляд, выделить следующий ряд сквозных проблем:

1) Проблема направленности эволюционных изменений: вопрос о функциональной связи эволюционного процесса с ростом определенных социальных показателей [Спенсер 1998 (1857); Parsons 1966; Sahlins 1960, и др.], и об отсутствии такого рода корреляции [Классен 2000; Коротаев 2003]. Тезис о необоснованности привязки эволюционного процесса к росту условного показателя представляется достаточно аргументированным [Классен 2000; Коротаев, Крадин, Лынша 2000]. В то же время, вопрос о сущности и особенностях т.н. «сквозных тенденций» социальной эволюции [Сорокин 2000 (1941); Назаретян 1999; Коротаев 1999] требует дальнейшего рассмотрения с точки зрения соотношения различных измерений [Бондаренко, Коротаев 1999] социальной эволюции.

2) Соотношение категорий эволюции и прогресса: рассмотрение эволюции в качестве прогрессирующей последовательности форм [Морган 1877; Sahlins 1960; Service 1962; White 1947 и др.], демаркация эволюции и прогресса [Бергсон 2001 (1907)], и отказ от общей категории прогресса [Harris 1977; Sanderson 1990; Коротаев 2003]. Представляется обоснованным тезис о том, что категория прогресса является ценностно нагруженной категорией [Штомпка 1996; Алферов 1999]. Поскольку ценности всегда связаны с их носителями [Розов 1998], категория прогресса может быть использована при анализе социальных процессов в весьма ограниченном контексте.

3) Характер универсальных стадий в истории человечества [Морган 1877; White 1947; Service 1971; Carneiro 1973]. Представление о наличии универсальных стадий является общим для парадигмы эволюционизма, тогда как дискуссии касаются их генетической связи, эволюционного статуса, возможных альтернатив и вариаций. Одним из перспективных направлений типологии социальных форм может считаться выявление эволюционных фаз, вмещающих ряд типов-аттракторов сходного организационного уровня [Розов 2001].

4) Линейность и нелинейность эволюционных процессов. Идея однолинейного [White 1945; Carneiro 1973], общего и специфичного [Sahlins 1960; Service 1962], многолинейного [Steward 1955; Классен 2000], и нелинейного [Бондаренко, Коротаев 1999] развития. Перспективным направлением синтеза ряда положений линейных и нелинейных моделей эволюции можно считать уточнение соотношения между процессами смены социальных форм и изменением уровня их организационной сложности.

5) Сущность и соотношение факторов социальной эволюции. Каузально-телеологическая интерпретация движущих сил эволюции [Спенсер 1998 (1857); Parsons 1964], каузальные модели [Steward 1948; Harris 1977], номологический подход [Steward 1955; Carneiro 1970; Коротаев 1991]. Наиболее перспективным, на наш взгляд, подходом может считаться номологический подход, различные аспекты которого получили детальную разработку в рамках метода теоретической истории [Розов 2001].

Парадигма социального эволюционизма, таким образом, характеризуется разветвленным комплексом познавательных проблем, и наличием необходимых теоретических предпосылок для их решения. Рассмотрению и решению данных проблем будет способствовать концептуальная и методологическая реконструкция парадигмы социального эволюционизма, что можно обозначить в качестве задачи дальнейшего исследования.



<На главную страницу>





© 2006 Сергей Санников, НГУ
Hosted by uCoz