Характеристика познавательных проблем
парадигмы социального эволюционизма
и возможных подходов к их решению
С.В.Санников
Новосибирский Государственный
Университет
Социальный эволюционизм
представляет собой теоретически неоднородное научное направление, имеющее в
своей основе представление о закономерном и последовательном структурном
изменении обществ. В научной литературе широко рассматривались различные
аспекты социального эволюционизма [Коротаев 1997; Sanderson 1990; Carneiro 2003], однако целостного осмысления
данного направления с точки зрения методологии науки предложено до сих пор не
было. В целях восполнения данного пробела представляется своевременным поставить
вопрос о ключевых характеристиках социального эволюционизма как научной
парадигмы.
Парадигмой можно считать
устойчивую связную совокупность философских и научных взглядов, служащую
основой для постановки проблем, планирования и проведения исследований для их
решения [Розов 2001: 25]. Парадигма включает пять компонентов: тело (основу
знания, включая философские принципы, научные концепции и данные), гипотезы,
проблематику, познавательную цель, и методологию [Bunge 1996; Розов 2001: 25]. При этом, сдвигом парадигм следует считать смену самой основы
научных и философских взглядов, как правило, тесно связанную со сменой главных
или типовых проблем. В рамках социального эволюционизма можно, на наш взгляд,
выделить следующий ряд сквозных проблем:
1) Проблема
направленности эволюционных изменений: вопрос о функциональной связи эволюционного
процесса с ростом определенных социальных показателей [Спенсер 1998 (1857); Parsons 1966; Sahlins
1960, и др.], и об отсутствии такого рода корреляции [Классен
2000; Коротаев 2003]. Тезис о необоснованности
привязки эволюционного процесса к росту условного показателя представляется
достаточно аргументированным [Классен 2000; Коротаев, Крадин, Лынша 2000]. В то же время, вопрос о сущности и
особенностях т.н. «сквозных тенденций» социальной эволюции [Сорокин 2000 (1941);
Назаретян 1999; Коротаев
1999] требует дальнейшего рассмотрения с точки зрения соотношения различных
измерений [Бондаренко, Коротаев 1999] социальной
эволюции.
2) Соотношение категорий
эволюции и прогресса: рассмотрение эволюции в качестве прогрессирующей
последовательности форм [Морган 1877; Sahlins 1960; Service 1962; White 1947 и др.], демаркация эволюции и
прогресса [Бергсон 2001 (1907)], и отказ от общей категории прогресса [Harris 1977; Sanderson 1990; Коротаев
2003]. Представляется обоснованным тезис о том, что категория прогресса
является ценностно нагруженной категорией [Штомпка 1996; Алферов 1999]. Поскольку ценности всегда
связаны с их носителями [Розов 1998], категория прогресса может быть
использована при анализе социальных процессов в весьма ограниченном контексте.
3) Характер универсальных
стадий в истории человечества [Морган 1877; White 1947; Service 1971; Carneiro 1973]. Представление о наличии
универсальных стадий является общим для парадигмы эволюционизма, тогда как
дискуссии касаются их генетической связи, эволюционного статуса, возможных
альтернатив и вариаций. Одним из перспективных направлений типологии социальных
форм может считаться выявление эволюционных фаз, вмещающих ряд
типов-аттракторов сходного организационного уровня [Розов 2001].
4) Линейность и
нелинейность эволюционных процессов. Идея однолинейного [White 1945; Carneiro 1973], общего и специфичного [Sahlins 1960; Service 1962], многолинейного [Steward 1955; Классен
2000], и нелинейного [Бондаренко, Коротаев 1999]
развития. Перспективным направлением синтеза ряда положений линейных и нелинейных
моделей эволюции можно считать уточнение соотношения между процессами смены социальных
форм и изменением уровня их организационной сложности.
5) Сущность и соотношение
факторов социальной эволюции. Каузально-телеологическая интерпретация движущих
сил эволюции [Спенсер 1998 (1857); Parsons 1964], каузальные модели [Steward 1948; Harris 1977], номологический
подход [Steward 1955; Carneiro 1970; Коротаев
1991]. Наиболее перспективным, на наш взгляд, подходом может считаться номологический подход, различные аспекты которого получили
детальную разработку в рамках метода теоретической истории [Розов 2001].
Парадигма социального
эволюционизма, таким образом, характеризуется разветвленным комплексом
познавательных проблем, и наличием необходимых теоретических предпосылок для их
решения. Рассмотрению и решению данных проблем будет способствовать концептуальная
и методологическая реконструкция парадигмы социального эволюционизма, что можно
обозначить в качестве задачи дальнейшего исследования.