Санников С.В. "Getica" Иордана как источник по проблеме становления королевской власти у германцев

Произведение Иордана «О происхождении и деяниях гетов» (Getica)

как источник для изучения процесса становления королевской власти

у германских народов

С.В.Санников

Новосибирский Государственный Университет

 

 

Актуальность рассмотрения произведений раннесредневековых авторов в качестве источников по проблеме становления ранних форм королевской власти у германских народов обусловлена необходимостью расширения круга информативных источников для изучения социально-политических аспектов истории германцев эпохи Великого переселения народов [1]. Произведение автора германского происхождения Иордана «О происхождении и деяниях гетов» [2], датируемое серединой VI века н.э., является одним из важнейших источников по истории раннего средневековья Европы, сохранившим, по оценкам исследователей, «ценнейший фактический материал» [3]. Характеризуя степень изученности содержащихся в «Гетике» Иордана сведений об институтах публичной власти в германских обществах, необходимо констатировать, что данные сведения до сих пор не стали предметом самостоятельного источниковедческого анализа [4]. В связи с этим, представляется своевременным поставить вопрос о характеристике произведения Иордана «О происхождении и деяниях гетов» как источника для изучения процесса становления королевской власти у германских народов [5].

В качестве методологической основы для рассмотрения процесса становления королевской власти представляется целесообразным привлечь парадигму социального эволюционизма, в основе которой лежит представление о закономерном и последовательном структурном изменении обществ [6]. Ряд разработанных в рамках данной парадигмы научных концепций, успешно применяемых к изучению доклассовых и раннеклассовых обществ (концепция вождеств» [7], нелинейных моделей социальной эволюции» [8] и др.) могут, на наш взгляд, быть дополнены концепцией легитимных типов господства М.Вебера» [9], которая позволяет глубже понять природу и сущность структурных социальных изменений.

 

Образ королевской власти в произведении Иордана

В произведении Иордана (здесь и далее по тексту под произведением Иордана подразумевается «Гетика») под «королевской властью» понимается институт публичной власти, характеризующийся наличием руководителя, наделенного титулом «короля» (rex) [10], обладающего распорядительными полномочиями в гражданской, военной, и судебной сферах общественных отношений. В качестве терминов для обозначения власти короля Иордан использует словосочетания «regia potestas» [11], «principatus» [12], «regia maiestas» [13], «fastigium regali» [14]. Анализ особенностей употребления термина rex в произведении Иордана позволяет проследить ряд культурно-исторических традиций, оказавших влияние на формирование образа королевской власти, которые могут, на наш взгляд, быть условно охарактеризованы как римская классическая (для которой характерно сближение «царской» власти с тиранической)» [15], германская (для которой характерна контаминация титулов короля и императора)» [16], готская «библейская» (для которой характерно четкое разделение власти reges и principes) [17], и античная историографическая (характеризующая представителей публичной власти «варварского» мира общим термином reges) [18]. При этом, значительное влияние на создаваемый автором образ королевской власти оказывает модель организации власти в Римской империи» [19], гето-фракийских обществах» [20], гуннской «кочевой империи» [21], а также германских «варварских королевствах» [22]. Реконструкция образа королевской власти на основании содержащихся в рассматриваемом произведении характеристик социально значимых действий [23]  короля позволяет сделать вывод о том, что образ короля в сочинении Иордана соответствует образу самодержца, суверена. Автор, на наш взгляд, намеренно сближает власть готских королей с властью римских императоров, а также гуннских и гето-фракийских царей.

Иордан знаком с различными способами передачи и принятия королевской власти, ряд из которых Иордан фиксирует на материале германских обществ. Автору известна процедура передачи королевской власти в народном собрании (ordinatio, constitutio regem) [24], возможность принятия королевской власти согласно установленному «праву наследования» (ius hereditarium) [25], возможность «назначения наследником» (designatio heredem) [26], которая перекликается с упомянутым «правом наследования», а также способ получения королевской власти путем насильственного захвата (узурпации, presumptio) [27]. В произведении Иордана отмечается тенденция к экстраполяции «наследственного права» на древнюю историю остготов, связанная, по всей видимости, с историографической концепцией автора (воспринятой, в данной части, из работы Аврелия Кассиодора), направленной на увеличение древности наследственной власти представителей остготского рода Амалов. Иордан противопоставляет узурпацию власти «праву наследования», рассматривая первое как нарушение легитимного порядка передачи и получения власти [28]. Необходимо, при этом, отметить, что Иордан отличает захват власти (presumptio) от овладения (remeatus) [29] властью. Овладение властью (возвращение власти) осуществляется легитимным, установленным образом, несмотря на возможное применение силы [30]. Овладение властью является, по всей видимости, реализацией упомянутого выше «права наследования».

 

Влияние военно-демократических традиций на формирование института королевской власти у германских народов

В произведении Иордана содержатся важные сведения, характеризующие влияние военно-демократических традиций на формирование института королевской власти. Данное влияние проявлялось как в процессуальной сфере (согласование решений короля с мнением народа и войска [31]), организационной (предводительство королем войска [32], присутствие членов королевской семьи в военных походах [33]), так и в ритуально-символической (инициационные испытания [34], усыновление по оружию [35], демонстрация королем высокого уровня верховой езды [36]). Значение традиций военного предводительства и народовластия прослеживается в неоднократных возрождениях военно-демократических порядков в период военных или династических кризисов королевской власти [37]. Данные свидетельства вступают в противоречие с создаваемым Иорданом образом германского короля как самодержца, что позволяет сделать вывод о недостаточной объективности автора в освещении характера власти германских королей эпохи Великого переселения народов.

Обосновывая действия короля, Иордан неоднократно апеллирует к воле народного собрания как средству легитимации политического решения [38]. Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о том, что авторитет общественного собрания мог выступать значимым аргументом в «варварском» политическом дискурсе VI столетия. Иордан в данном случае обращается к важным категориям традиционной германской культуры, в основе которых лежит представление о правомерности действий, получающих общественное одобрение, в особенности, если данное одобрение получено от вооруженного войска [39].

Произведение Иордана сохранило важнейшие свидетельства о врожденных и приобретенных качествах, приносивших успех претенденту на королевскую власть. В числе данных факторов Иордан упоминает благородное происхождение [40], выдающиеся физические качества [41], внешность [42], интеллект [43], а также личную доблесть [44], подкрепленную успехами в сражениях [45]. Данные свидетельства позволяют сделать вывод о том, что королевская власть у германцев в течение значительного периода времени предсталяла собой харизматический тип лидерства [46], будучи лишь частично подкрепленной лидерством традиционного типа, основанным на принадлежности к королевскому роду.

В произведении Иордана возможно выявить свидетельства, позволяющие заключить, что роль военно-демократических традиций в организации власти у готов являлась определяющей на всем протяжении Великого переселения. Иордан зачастую склонен представлять власть ряда влиятельных германских вождей в форме «королевской» власти, проявляя тенденцию к демонстрации континуитета институтов власти в готском обществе с древнейших времен до установления Италийского королевства [47], применяя, в частности, термин rex для характеристики статуса легендарных предводителей готов Берига [48] и Филимера [49]. Необходимо отметить, что для представителей исторической науки, находящихся в русле историзма XIX столетия, данные свидетельства Иордана являются «неоспоримым» подтверждением наличия у готов в древнейший период их истории «сакрального по своему происхождению» института королевской власти» [50]. Сравнительный анализ источников позволяет сделать вывод о том, что власть Берига и Филимера в большей мере соответствует власти военных вождей, руководивших у германцев крупными военными акциями, связанными с захватом земель в целях получения дани, а также поселения дружинников и их семей [51]. Аналогичные черты прослеживаются в деятельности германского вождя Ариовиста [52], а также вождей (aldormen) [53] англо-саксов, атаковавших в V веке Британию [54].

 

Освещение процесса становления наследственной королевской власти

Произведение Иордана дает возможность выявить целый ряд свидетельств, указывающих на сопротивление германского нобилитета установлению наследственной королевской власти, выражавшееся, зачастую, в форме убийств королей и претендентов на королевский трон [55]. Череда данных убийств берет начало с убийства вестготского вождя Атаульфа [56], получает продолжение в виде убийства короля Сегериха [57], короля Торисмода» [58], убийства претендентом на вестготский престол Эврихом его брата Теодориха» [59]. О наличии элемента борьбы за престол в вестготском обществе V века может также свидетельствовать сообщение Иордана о характере переговоров между римским патрицием Аэцием и наследником вестготского трона Теодоридом [60]. Содержащиеся в произведении Иордана сведения дают основания заключить, что становление наследственной королевской власти наталкивалось на существенное сопротивление со стороны представителей знати, что может свидетельствовать как о недостаточной прочности и устойчивости института королевской власти у вестготов и остготов в V-VI веках, так и о высокой роли военно-демократических традиций в рассматриваемых обществах. Основным мотивом устранения вестготских и остготских королей в V-VI веках является борьба за власть, наличие конкуренции в среде германского нобилитета, поставлявшего кандидатов на роль предводителей этнополитического образования.

Компаративный анализ источников дает возможность заключить, что в произведении Иордана борьба за власть в Остготском королевстве получила весьма поверхностное отражение. Данная особенность объясняется тем, что имевшая место борьба была отчасти обусловлена наличием противоречивых политических тенденций, одна из которых выражалась в стремлении к союзу с Византией, в то время как другая была направлена на обособление Италии в политическом и культурном отношении [61]. Не исключено, на наш взгляд, что Теодорих Великий также пал жертвой заговора, на что указывают очевидные симптомы отравления (видения, озноб, эмоциональная лабильность) [62], сопровождавшие его внезапную смерть, произошедшую вскоре после застолья. Учитывая обстоятельства и место создания произведения Иордана [63], становится ясно, почему Иордан акцентировал внимание именно на «проримской» составляющей политики Теодориха Амала в Остготском королевстве [64].

Необходимо также отметить, что освещение политической борьбы в произведении Иордана отличается определенной спецификой, характеризующейся, прежде всего, авторской концепцией, направленной на «апологию» королевской власти. Сопоставляя свидетельства Иордана [65] и Исидора Севильского [66], можно сделать вывод о том, что Иордан, например, умолчал о непопулярности правления вестготского короля Торисмода среди соплеменников, и о заговоре со стороны его братьев, вероятно потому, что это не вписывалось в его «апологетическую» концепцию [67]. По всей видимости, Иордан не был заинтересован в том, чтобы обнародовать факты междоусобной борьбы между братьями в вестготском королевстве, равно как и сомнительные лидерские качества Торисмода.

Иордан не вполне объективен в освещении статуса отдельных представителей публичной власти у германцев. В частности, автор склонен представлять власть Атанариха как власть самодержавного короля и наследника Фритигерна [68], ничего не сообщая об изгнании Атанариха его соплеменниками [69]. Взаимодействие вождей в Мезии и Фракии может, на наш взгляд, рассматриваться как проявление процесса становления королевской власти у вестготов. Атанарих, по всей видимости, оказался первым историческим лидером, которому удалось объединить под своим началом значительную часть готов [70], что принесло ему целый ряд специфических титулов [71], получивших отражение в античных источниках. Процесс укрепления единоличной власти Атанариха вызвал сопротивление других влиятельных лидеров (primates et duces) [72] готов, в частности, - Фритигерна, Алафея и Сафрака, которым удалось добиться изгнания Атанариха [73]. Данное обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о том, что процесс становления королевской власти у готов в IV в. н.э. встречал сопротивление со стороны готского нобилитета, что, в свою очередь, может служить подтверждением высокой роли военно-демократических традиций в германских обществах рассматриваемого периода.

Представляется не вполне достоверной историческая концепция Иордана, согласно которой готы находились под властью представителей королевских родов Балтов и Амалов уже в период своего пребывания в Причерноморье [74]. Не исключено, на наш взгляд, что такие упомянутые Иорданом предводители готов эпохи Великого переселения, как Ариарих [75], Аорих [76], и Геберих [77] были вождями различных германских этносоциальных групп, действовавшими вполне независимо друг от друга в рамках традиционного германского института военного предводительства [78].  

Свидетельства Иордана об организации готского общества эпохи расселения в римской провинции Паннонии дают возможность заключить, что Амалы не обладали монополией на организацию власти. В произведении Иордана содержатся сведения о том, что среди готов были влиятельные предводители, составлявшие конкуренцию представителям рода Амалов [79]. По всей видимости, в данный период представители различных родов боролись в остготском обществе за власть, тогда как победа одного из них позволила Аврелию Кассиодору внести коррективы в данную часть остготской истории.

В произведении Иордана содержатся свидетельства, указывающие на процесс сакрализация королевской власти в восточногерманском обществе [80]. Сходные культурные тенденции отмечаются в истории большинства германских народов [81]. Сакрализация королевской власти может, на наш взгляд, считаться важным идеологическим аспектом укрепления авторитета королевского дома путем расширения круга источников власти [82], привлечения сакрально-идеологической составляющей в дополнение к военной и экономической. Данный процесс, на наш взгляд, достаточно ярко иллюстрирует переход королевской власти от харизматического типа лидерства к традиционному, то есть такому типу господства, «который основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях» [83].

В произведении Иордана получил отражение процесс трансформации королевской власти в институт государственности, происходивший после образования Остготского королевства в Италии. Важным элементом новой государственной политики становится отмежевание остготов от современной им «варварской» культурно-исторической общности (barbaricum), создание новой «просвещенной» истории готов, существенным элементом которой являлся новый образ королевской власти, близкий к образу власти римских императоров, а также великих исторических царей Евразии [84]. Характеризуя роль произведений Кассиодора и Иордана в формировании нового образа остготской королевской власти, необходимо отметить, что их влияние может, на наш взгляд, рассматриваться в свете идеологического сопровождения перехода королевской власти от специфического дружинно-патриархального типа господства, имевшего место в рамках комплексных германских вождеств, к новому типу господства, основанному на сочетании элементов патримониальной и патриархальной моделей управления, характерному для ранних форм германской государственности.

Полученные выводы позволяют охарактеризовать произведение Иордана как важный исторический источник, содержащий ценные сведения по проблеме становления королевской власти у германских народов. Данные сведения отражают влияние военно-демократических институтов на процесс развития ранних форм королевской власти, специфику становления наследственной королевской власти у германских народов, а также особенности идеологической политики государственной власти в рамках германских «варварских королевств». Результаты проведенного исследования не только дают возможность уточнить ряд проблемных вопросов социальной антропологии и исторической макросоциологии, связанных с изучением особенностей организации власти в рамках доклассовых и раннеклассовых обществ, но и предложить новый подход к подход к изучению проблемы становления королевской власти у германских народов. Данный подход заключается в привлечении в качестве исторических источников произведений раннесредневековых авторов, свободных от большинства традиционных римских стереотипов в оценке явлений германской культуры; выявлении содержащихся в данных произведениях сведений, характеризующих особенности организации власти в рамках германских обществ; осуществлении комплексного анализа данных сведений с привлечением методов герменевтики, а также релевантных методов «внутренней» и «внешней» критики источника [85]; и интерпретации данных сведений с позиций методологического синтеза [86].



<На главную страницу>





© 2006 Сергей Санников, НГУ
Hosted by uCoz