Развитие ранних форм королевской власти у германских народов: особенности политогенеза

С.В.Санников

Новосибирский Государственный Университет



Проблема становления королевской власти у германских народов привлекает внимание исследователей вот уже на протяжении нескольких столетий. Актуальность данной проблемы повышается в связи с тем, что ее изучение сопряжено с рассмотрением целого ряда дискуссионных вопросов исторической макросоциологии, таких как вопрос о генезисе и сущности государства, путях развития социальной стратификации, особенностях организации власти в рамках раннеклассовых обществ. При этом, рассмотрение различных аспектов социальной истории древних германцев упирается в метод исследования, поиск соответствующих теоретических предпосылок для более эффективной реализации имеющихся данных. Большинство современных исследователей, занимающихся проблемами теоретической истории, приходит к выводу о том, что особенно значительный вклад в изучение доклассовых и раннеклассовых обществ был сделан в течении прошедшего столетия теоретиками направления культурного материализма, предложившими рассматривать исторические формы общественной организации как последовательно развивающиеся структурные типы [1]. Применение новых методов социальной антропологии к изучению истории древних и средневековых обществ позволило исследователям выработать новое, более четкое понимание процессов классообразования и политогенеза. Одним из наиболее существенных достижений в этом отношении можно считать доказательство Э.Сервисом существования особого промежуточного этапа в эволюции общественного устройства от родоплеменного к раннегосударственному. Данный промежуточный этап характеризуется наличием централизованных территориально-политических структур, которые имеют отдельные признаки раннегосударственной организации, но обладают при этом и существенными родо-племенными чертами. Рассматриваемые структуры получили в научной литературе наименование вождеств (chiefdom), и стали предметом ряда специальных исследований как зарубежных, так и отечественных авторов. В то же время, несмотря на широкое признание теории вождеств в мировой науке, применение данной теории к изучению германо-скандинавских обществ до сих пор не было в полной мере осуществлено. В данной работе, призванной восполнить существующий пробел, предлагается рассмотрение процессов классообразования и политогенеза, имевших место в рамках традиционных германо-скандинавских обществ, с точки зрения неоэволюционизма. Такое исследование позволит сопоставить историческое развитие древних обществ Северной Европы как с их историческими аналогами, так и с выработанными исследователями универсальными структурными типами, пересмотреть ряд существующих стереотипов на развитие «варварских» обществ, дополнить теоретическую базу исторической макросоциологии в связи с имеющимся дефицитом исследований компаративно-аналитического характера.

Имеющиеся данные о характере общественного устройства древней Скандинавии весьма ограничены, и могут быть получены только из анализа отрывочных, но весьма ценных сведений, содержащихся в поздних произведениях. Одним из таких источников может считаться «Сага о гутах» [2], освещающая общественное устройство острова Готланд до включения этой области в сферу влияния шведских конунгов. Как можно заключить из текста, вся территория острова делилась на три тридьунга (tritiungar, трети) [3], население которых собиралось на регулярные тинги (ting, собрания) третей по случаю принесения регулярных человеческих жертвоприношений, и по особым случаям на «тинг всех гутов» (gutnal ting) [4]. Согласно действовавшей традиции, возникавшие судебные распри должны были «разрешаться в том же самом тридьунге, в котором возникли», а если спор не был разрешен, его следовало «передать на обсуждение всех людей (til aldra manna samtalan)» [5], т.е. на тинг всех гутов. Решение общего тинга приравнивалось к «совету страны», и считалось выражением высшей судебной власти. Несмотря на то, что общее правительство у населения острова отсутствовало, «гуты всегда... сохраняли свое право» [6]. Другим источником, дающим сходную информацию о древнейшем устройстве Скандинавии, может считаться рассказ о крещении области Веренд, в котором содержится информация о характере древнейшего устройства этой области: «Было в той земле двенадцать третей (tribus), общественными делами которых управляли в то время могущественные или знатные (magnates seu nobiles)» [7]. Подобным же образом на Готланде выделялись знатные и влиятельные люди, которые были наиболее значительными общественными деятелями [8]. Данные сведения совпадают во многом с сообщениями античных авторов о традициях германского общества, в котором «в мирное время нет общего правительства (communis magistratus), но главы регионов и областей (principes regionum atque pagorum) творят суд и улаживают споры» [9]. Этот порядок нарушался только в случае войны, когда германцы избирали руководителей, наделенных правом «распоряжаться жизнью и смертью» [10].

Рассматриваемый тип общности отличается наличием универсальных признаков, соответствующих общественным образованиям, охарактеризованным Э.Сервисом как «племена», - преобладанием «экономически самодостаточных резидентных групп, которые из-за отсутствия высшей власти берут на себя право себя защищать» [11]. Собрание народного ополчения, проводившееся германцами в случаях возникновения внешней опасности [12], во многом соответствует механизму рассылки в аналогичных случаях т.н. «ратной стрелы» скандинавскими бондами (bondi, общинниками): «...бонды превратили приглашение на тинг в ратную стрелу и призвали к оружию всех свободных и несвободных по всему Трандхейму» [13]. Надобщинные структуры носят в рассматриваемом обществе вторичный, обусловленный внешней агрессией, характер (т.е. имеет место тенденция, которую можно считать проявлением трибализма), а резидентные группы представлены областями и округами, во главе которых стоят некие principes, общественная роль которых может и по сей день считаться предметом дискуссии. По всей видимости, должность выборного лица, проводившего судебные тяжбы по отдельным областям у древних германцев сопоставима с ролью шведского лагмана (laghman), толкователя закона, управлявшего областью вместе с советом хёвдингов (hofdingi) [14]. Учитывая высокое общественное влияние таких общинников, можно заключить, что каждый из них является фактическим вождем, претендующим, вместе со своими родичами и боевыми товарищами, на занятие высокого места в общественной иерархии. Снорри Стурлусон, описавший социальную структуру скандинавского общества своего времени, отмечает, что такие общинники - это «бонды уважаемого рода и пользующиеся всеми правами» [15]. Характерно то, что в приведенном автором нарицательном имени этих бондов («раздающие богатства», veitanda fjar) присутствует отголосок эпохи реципрокных отношений, что указывает на достаточно раннее происхождение рассматриваемого типа общественного деятеля.

Организация власти в подобном обществе носит характер общественного собрания, распадающегося на собрание знати и собрание всех свободных членов племени, как это можно видеть у древних германцев: «О менее значительных делах совещаются старейшины (principes, знать – С.С.), о более важных – все, причем те дела, о которых выносит решение народ, предварително обсуждаются старейшинами» [16]. Сходная ситуация наблюдается и в скандинавском обществе племенного периода, - так, «старейшие по возрасту из... двенадцати третей, созвав общее собрание земли (communae terrae placitum), постановили, чтобы от каждой трети были выбраны лица, которые были бы доверенными остальных» [17]. При этом, следует отметить, что рассматриваемое общество остается еще в целом субъектом власти, т.к. ни один участник собрания не вправе ущемить права и достоинство свободного члена племени («...казнить, заключать в оковы и подвергать  телесному наказанию не позволяется никому...» [18]), кроме как в случае принятия общего решения (если речь идет, например, о наказании преступника): «Перед народным собранием также можно выступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь» [19]. Ограничение в правах на ношение оружия и участие в общественных собраниях испытывали только рабы, положение которых, однако, не носило особенно тяжелый характер [20]. Это дает нам возможность охарактеризовать первичный эволюционный тип общественной организации германцев как племенной «военно-демократический» [21].

Влияние племенного военно-демократического типа политии на формирование общественного сознания германцев было весьма значительным, что неоднократно проявлялось в эпоху раннего средневековья. Это влияние отразилось в раннесредневековом германском праве (которым было повсеместно воспринято созданное именно этой эпохой понятие «свободного», полноценного человека) и этнонимии германских племен (воспринявших в собирательном этнониме Alamanni идею союза свободных, вооруженных людей). Свобода однозначно отождествлялась с правом ношения оружия, участия в общественном собрании и военных походах, - так, предъявляя свои претензии в отношении римлян, тенктеры объявили, что германцам «не давали собираться для обсуждения... дел, а если и разрешали, то ставили условия, невыносимые для людей, живущих ради войны, - собираться безоружными...» [22]. Значение традиции народовластия прослеживается в неоднократных возрождениях военно-демократических порядков в период военных или династических кризисов королевской власти, - так, король остготов Бадвила (Тотила) в ходе тяжелой войны с войсками Восточной Римской Империи называет в числе факторов, необходимых для достижения победы, наличие совета старейшин [23], а рядовые остготские воины в решающий для королевства момент производят избрание «воинственного короля» (regem Martium) [24] прямо на поле боя. Племенная форма общественного устройства надолго заменяет королевскую власть у лангобардов после смерти короля Клефа: «Лангобарды после его (Клефа – С.С.) смерти оставались десять лет без короля и управлялись вождями (ducibus)» [25]. Сходное явление может быть отмечено у остготов после смерти короля Торисмуда: «...остроготы так оплакивали его (смерть – С.С.), что в течении сорока лет никакой другой король не занимал его места» [26]. При этом, Иордан отделяет власть короля от власти вождя, отмечая, что вестготами управляли «...приматы их и вожди (primates eorum et duces), которые возглавляли их вместо королей (regum vice illis praeerant)...» [27]. Военно-демократические традиции в течении долгого времени оставались господствующей формой организации германских племен, и могут быть отмечены случаи прямого сопротивления племенной знати (по всей видимости, тех самых principes) установлению какой-либо формы единоличного правления, - так, герулы убили человека, исполнявшего роль короля, желая жить вообще без правителя [28].

Сходные тенденции могут быть отмечены и в развитии скандинавского средневекового общества. Основу социальной структуры Скандинавии эпохи раннего средневековья  составляла организация бондов, свободных общинников и держателей земли, «прочной отчины и старого одаля» [29]. Влияние бондов сохраняло силу и в эпоху конунгов, - так, бонды неоднократно устраняли не устраивавших их конунгов, и жили по законам древнего права, заявляя конунгу следующее: «...если ты не пожелаешь сделать то, что мы требуем, мы восстанем против тебя и убьем тебя. Мы не хотим терпеть немирье и беззаконье. Так раньше поступали наши предки: они утопили в трясине на Мулатинге пятерых конунгов за то, что те были такими же высокомерными, как ты» [30]. В отношении свободных общинников не допускалось применение силы: «Если же ты... применишь против нас силу, то тогда мы, бонды, решили все расстаться с тобой и взять себе другого правителя» [31]. Нормами обычного права специально оговаривалось, что «свеи имеют право брать, а также сбрасывать короля» [32]. Этим объясняется тот факт, что в течении значительного периода истории Скандинавии реальная власть сохранялась в руках бондов («Все короли свеев позволяли бондам советоваться с ними во всем, в чем те хотели» [33]), что делало их весьма влиятельной общественной силой, нередко противостоявшей власти конунга. Как свидетельствуют более поздние источники, в мирное время власть вождя была ограничена волей совета бондов, - по данным Римберта, у свеев «в обычае, что всякое общественное дело более зависит от единодушной воли народа (in populi unanima voluntate), чем от королевской власти» [34].

В то же время, несмотря на наличие глубоких военно-демократических традиций, следует отметить, что рассматриваемое общество уже далеко отстояло от эгалитарности. Многие свидетельства подтверждают развитие слоя знатных людей, обладавших более значительными материальными средствами, нежели рядовые общинники. Весьма показательным наследием данной эпохи могут считаться пиры средневековых королей, которые проводились с особым размахом, демонстрирующим статус организатора пира. На пирах, со времен, описанных Тацитом, решались все наиболее важные вопросы именно в среде племенной знати: «...во время этих пиров они обыкновенно также совещаются о примирении враждующих, о заключении брачных союзов, о выборах старейшин (principes), наконец, о войне и мире» [35]. Эти пиры организовывались людьми из известных родов, желавшими получить расположение соплеменников [36], являясь, по всей видимости, реликтом реципрокных отношений. Особенно широкое распространение пиры имели в среде военных вождей, влияние которых напрямую зависело от проведения подобных мероприятий [37]. Влиятельный общинник, «крепкий бонд» (storbondi), выдвигавший свою кандидатуру на роль военного предводителя, расчитывал на поддержку своих соплеменников и других влиятельных бондов, что требовало от потенциального предводителя проявления значителной щедрости: «...добро Тунни раздавал своим людям. Поэтому его любили и к нему шли» [38]. Следует учитывать тот факт, что богатство кандидата на роль предводителя имело сакральное значение, - его наличие говорило о том, что вождь не обделен богами и имеет удачу, которая посетит и его боевых товарищей. Щедрый на пиры и подарки вождь получал в складывающейся эпической традиции прозвище «раздающего золото» (gullbrjota), «кольцедробителя» (brjotr gullsins), «щедрого на сокровища» (audmildinga). Слава такого рода создавала лидеру большую популярность в формирующейся дружинной среде: «...владетель готский богато меня одаривал» [39], «...не скупящийся на подношения... хвалу он да заслужит и славу всевековечную» [40].

Вероятно, именно в этот период начинается формирование постоянной дружины вождя, о размерах которой можно судить по приведенному Снорри Стурлусоном выражению «дружину составляют двадцать человек» (drott eru tuttugu menn) [41]. Данное свидетельство можно сопоставить с информацией из англо-саксонской поэмы «Беовульф», главный герой которой отправляется в военный поход с четырнадцатью дружинниками [42]. Сравнение этих показателей с данными о численности дружин эпохи Великого переселения народов, достигавших нескольких сотен человек [43], дает понять, что речь идет о формировании ближайшего окружения вождя, которое, по всей видимости, станет впоследствии основой его «домашней дружины». Отношения вождя и дружинников определялись соблюдением верности и исполнением возложенных на каждого из них обязательств. Вождь брал на себя обязательство вести свою дружину к победе в крупных походах, показав при этом высокие воинские качества («Во время сражения стыдно вождю быть превзойденным храбростью... вождь сражается за победу» [44]), а также доставить своим дружинникам все необходимое для богатой жизни («Дружинники же от щедрот своего вождя ждут себе и боевого коня, и обагренное кровью победоносное копье, а вместо жалованья для них устраиваются пиры» [45]). Учитывая тот факт, что вознаграждение дружинников носило на начальном этапе натуральный характер (в подавляющем большинстве случаев), можно заключить, что дружинник добровольно оказывался в положении личной зависимости от своего вождя, разделяя с ним трапезы и жилище. Данное положение закреплялось принесением присяги на верность вождю, нарушение которой с древнейших времен воспринималось как недостойное преступление: «Те из обещавших, которые не последовали (за вождем) считаются беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия» [46]. Связь между вождем и дружинником становилась со временем столь значительной, что ее разрушение воспринималось нередко как знамение скорой гибели: «...не золотом одаренный, но озябший телом... вождя-соратника надолго утратив... видит... темные волны» [47].

Военные успехи напрямую отражались на материальном обеспечении вождя и его дружины, что приводило к резкому усилению роли войны в жизни нобилитета. Как показывает сочинение Тацита, занятие военными набегами быстро становится основным занятием вождя [48]. Подтверждением тому может служить деятельность видного германского вождя Ариовиста, отряд которого, по свидетельству Юлия Цезаря, «в течении четырнадцати лет не видел над собой крова (tectum non subissent)» [49]. Сходные явления можно наблюдать и в раннюю эпоху викингов (периода «внутренней колонизации»), когда «только тот мог с полным правом называться морским конунгом (saekonungr), кто никогда не спал под закопченой крышей и никогда не пировал у очага» [50]. Судя по составу отряда Ариовиста, набранного из разных племен, его военное объединение формировалось на основе принципа, описанного Тацитом [51], согласно которому молодежь из соседних племен стекалась в отряд влиятельного лидера, желая получить таким образом соответствующее социальное положение. При этом, мотивы выступления Ариовиста в поход достаточно четко прослеживаются в отдельных высказываниях, переданных автором о том, что «...он (Ариовист – С.С.) оставил свой дом и своих родичей не без великой надежды на большую награду (non sine magna spe magnisque praemiis)» [52], и что «Цезарь учинил по отношению к нему (Ариовисту – С.С.) большую несправедливость тем, что своим прибытием уменьшил его доходы (vectigalia)» [53]. Упомянутые доходы Ариовиста заключались во взымании дани с подчиненного им племени эдуев [54], а также в захвате земли для поселения дружинников и их семей [55]. Таким образом, есть все основания предположить, что в случае успешного проведения данного рейда Ариовист не только добыл бы средства к успешному обеспечению своей дружины («...а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной» [56]), но и значительным образом повысил бы свой общественный статус и авторитет. Укрепление статуса военно-дружинной знати приводит к тому, что фигура вождя постепенно приобретает все большее общественное значение, подкрепленное прежде всего обширным землевладением (примером чему могут служить «виллы и поля» (agros villasque) вождя батавов Цивилиса [57]), взыманием дани, и ростом личного престижа. Вокруг фигуры вождя складывается окружение из телохранителей, дружинников, слуг, зависимых людей и рабов, которые сопровождают вождя даже во время его деловых поездок [58]. Особенное значение в деятельности конунга приобретает отряд «верных» (fideles) ему дружинников-телохранителей, не оставляющих своего вождя ни при каких обстоятельствах [59]. Такое утверждение общественной роли германских вождей-хёвдингов, происходящее в результате успешного проведения военных рейдов, подобных вторжению Ариовиста на территорию секванов и эдуев, сопровождающееся формированием вокруг вождя постоянной военной дружины, приводит к возникновению и развитию нового типа политии.

Развившийся в ходе эволюции племенного устройства новый тип политии можно охарактеризовать как простое вождество [60], отличающееся известной централизацией управления, развитием куста иерархически соподчиненных руководителей на местах, и зарождением постоянной власти верховного военного вождя, получающего латинское имя rex. Данный тип особенно удачно просматривается на материале германских племен как эволюционный, т.к. существует целый ряд свидетельств, фиксирующих переходные формы развития между первичной племенной структурой и структурой простого вождества. Примером может служить описание общности герулов, составленное Прокопием Кесарийским, зафиксировавшим начало процесса централизации власти в этом племени, а именно - появление фигуры постоянного племенного вождя, власть которого носила во многом еще номинальный характер: «...их король носил это звание только на словах, не имея почти никаких преимуществ сравнительно с частным человеком» [61]. Данное положение отражено и в  свидетельстве Тацита о том, что у германцев «вожди главенствуют скорее примером, чем на основании права приказывать» [62]. Из другого отрывка Прокопия можно видеть, что многочисленные представители знати сохраняли весьма видное положение в общественной иерархии, что, на наш взгляд, может быть также выделено в качестве одного из определяющих признаков данного типа организации, а именно, наличие многовластия при номинальном единоначалии – так, по свидетельству Прокопия, когда герулы были побеждены лангобардами и должны были уйти, покинув места жительства отцов, они были предводительствуемы «многими вождями царской крови» [63], несмотря на то, что незадолго до этого лишились в бою своего верховного вождя. Многовластие выражалось в специфической форме иерархической координации, осуществлявшейся с соблюдением необходимых для ранжированного общества ритуалов взаимодействия, - так, по свидетельству Аммиана Марцеллина, король алеманнов Хортар созывал «к себе на пир всех королей (reges), людей королевского рода (regales) и князей (regulos) отдельных округов» [64], и т.к. сходы такого рода производились, по свидетельству автора, согласно «обычаю их племени» [65], можно предположить известную регулярность их проведения.

Генетическая связь королевской власти и раннеплеменного военного предводительства прослеживается у германцев на протяжении всего раннего этапа развития вождеств. Вождь, получавший верховный статус, сохранял безусловное право-обязанность предводительствовать в крупных военных предприятиях, более того, свободные общинники были в праве требовать от своего вождя проявления подобного рода активности – так, те же самые герулы «исполненные сильного гнева, без всякого стеснения бранили своего короля Родульфа и, постоянно приходя к нему, называли его впавшим в изнеженность и ставшим слабым, как женщина, и, насмехаясь и обзывая его другими неподходящими словами, всячески понося, бранили его» [66] за то, что в течении трех лет король Родульф не провел ни одной войны. Постоянные военные акции германцев являются бесспорным доказательством того, что война на данном этапе развития общества выступает в качестве оптимального способа максимизации экономического эффекта, являющегося залогом общественного развития. Фактически, именно война является основой развития надобщинных структур в германском традиционном обществе, приводя к возвышению общественного статуса племенной знати.

Военный путь вождя к королевской власти удачно отслеживается на материале источников. Как правило, для получения королевских полномочий требовалось благородное происхождение, как на это указывал еще Тацит, отмечавший, что германцы «королей выбирают по знатности (ex nobilitate)» [67]. Однако, принадлежность к королевскому роду могла заменяться военной доблестью предков, как, например, в случае с вождем каннинефатов Бринноном: «Он происходил от знатных родителей... отец его много раз восставал против римлян... слава этой мятежной семьи привлекала к Бриннону соплеменников» [68]. В любом случае, слава родственников играла большое значение при возвышении человека, что можно наблюдать значительно позже и у остготов, - так вождь остготов Урайя говорил своим соплеменникам, что он связан узами родства с королем Витигисом, и по этой причине на него могут распространиться его неудачи [69]. Имея соответствующее происхождение, вождь завоевывал симпатии соплеменников храбростью и дерзкими воззваниями. Как свидетельствует Тацит о нравах германцев, «у варваров в ком больше дерзости, тот и пользуется большим доверием» [70]. Данное положение особенно хорошо видно при анализе расстановки сил у алеманнов перед битвой при Аргенторате, когда удачливый вождь Хнодомар, возвысившийся благодаря дерзким военным предприятиям, занимает привелегированное положение не только в войске, но уже и в надобщинной иерархии. Тот же самый Бриннон, избранный вождем за свои заслуги, «отличался безграничной, хотя и бестолковой храбростью» [71].

После процедуры аккламации вождя племени «ставили на большой щит и поднимали на плечи» [72], согласно «обычаю предков» (more maiorum) [73]. Данная процедура, как это следует из красочного описания Кассиодора, совершалась «среди обнаженных мечей... не в тесноте покоев, но в широком поле... под рев военных труб» [74]. Во время этой процедуры на вождя возлагались и обязанности верховного главнокомандующего, действующего в согласии с вождями родов, добровольно подчинившихся его власти. В целом, можно говорить о том, что наблюдается соответствие германских reges скандинавским конунгам (konungr), а иерархически соподчиненных duces («вожди королевской крови» Прокопия и Аммиана) – по всей видимости, скандинавским ярлам (jarl) и херсирам (hersir). Согласно свидетельству Снорри Стурлусона, «ярлы, херсиры и дружинники называются... друзьями, собеседниками или сотрапезниками конунга (konungs runar eda malar eda sessar)» [75], что удачно коррелируется с приведенным выше свидетельством Аммиана Марцеллина о взаимодействии вождей разного уровня. Сами конунги могли сталкиваться с определенными затруднениями в вопросе формировании своего окружения из числа вождей равного или более низкого статуса, что связано с крепостью военно-демократических устоев германского общества - так, когда конунг Олав предложил человеку из могущественного и знатного рода звание ярла, Олав получил следующий ответ: «Предки мои были херсирами. Я не хочу носить более высокого звания, чем они» [76]. Таким образом, вокруг германского конунга нередко складывалась иерархия вождей, с которыми у конунга могли установиться весьма непростые отношения. Описывая борьбу военного вождя-конунга племени херусков Арминия с римлянами, Тацит упоминает, что «беспокойно было и у германцев, возбужденных надеждами, нетерпением и разногласием между вождями» [77]. При этом, несмотря на то, что Арминий стремился действовать в согласии и с другими «видными вождями» германцев («Арминий и остальные вожди германцев... не переставали убеждать своих соплеменников... отстоять свою независимость или погибнуть» [78]), римляне хорошо знали о наличии серьезных разногласий в среде представителей германской знати («И херусков, и остальные непокорные племена... можно предоставить их собственным междоусобицам и раздорам» [79]). Единственной опорой вождя в конкурентной борьбе за власть с другими вождями была дружина и его личная храбрость – так, в ходе тяжелой битвы с римлянами Арминий находился в первых рядах, «словом, примером в бою, стойкостью в перенесении ран побуждая... держаться» [80]. Подобные действия можно отметить и в деятельности короля алеманнов Хонодомара, - в решающей битве с римлянами, он, «полный отваги, полагаясь на огромную силу своих рук, выступил впереди... где ожидался самый горячий бой» [81], в то время, как более легкие участки возглавили другие вожди, «ближе всего стоявшие (к Хонодомару – С.С.) по своему могуществу (potestate proximi reges)» [82]. Должность вождя-конунга могла, по всей видимости, в течении весьма долгого времени оставаться выборной (так, по свидетельству Аммиана Марцеллина, «у бургундов каждый король... принуждается к отречению от власти и устраняется в случае, если при нем племя постигнут военные неудачи или земля откажет в достаточном урожае хлеба (segetum copiam negaverit terra)» [83]). Данная традиция имела широкое распространение в скандинавском обществе – «у свеев был обычай приписывать королю урожай и неурожай» [84], и конунга даже могли принести в жертву богам в случае его неудачного правления: «Вожди... стали совещаться и порешили, что... надо принести его (конунга – С.С.) в жертву» [85]. Борьба за установление наследственной королевской власти нередко приводила к поражению конунга, - неудачу в установлении единоличной власти потерпел и Арминий, павший жертвой борьбы вождей за власть [86].

Нам представляется возможным предположить, что становление скандинавских вождеств вендельской эпохи (VI-VIII вв.) в полной мере получило отражение в англо-саксонской поэзии, в частности, в знаменитой поэме «Беовульф», повествующей о легендарных событиях истории народа данов и гаутов. Основными деятелями поэмы являются «вожди» (конунги), предводители войска и народа (leodcyning). Вожди данного уровня получили в средневековой скандинавской литературной традиции имя «малых конунгов» (smakonungr). Судя по содержащимся в поэме характеристикам такого рода предводителей, речь идет об устойчивой традиции германского вождества, преемстве звания вождя представителями благородных родов. Данное положение находит подтверждение и в знаменитой «Саге об Инглингах», описывающей правление древних конунгов Швеции [87]. Наследием древнегерманской эпохи раннего вождества, когда король выбирался на поле боя, может считаться обычай «усыновления по оружию», когда будущий вождь германского племени проходил своеобразную инициацию путем получения оружия из рук вождя другого племени: «...у нас господствует обычай, что сын короля не раньше может садиться за стол вместе с отцом, как получив оружие от короля какого-нибудь другого народа» [88]. Сходный мотив, по всей видимости, присутствует и в «Беовульфе», когда юный вождь из народа гаутов отправляется к конунгу данов, для того, чтобы прославить себя ратными подвигами: «...старейшины, мои сородичи из лучших лучшие, меня подвигнули тебе, о Хродгар, отдать в услужение рук моих крепость» [89]. В награду за успешную службу конунг данов называет вождя гаутов своим сыном: «...доблестью ты стяжал теперь нашу дружбу и назван сыном» [90].

Вожди данного периода уже являются представителями замкнутого круга благородных родов, и их воспитание c детства определяется основным родом деятельности. Основные занятия, полагавшиеся вождю, могут быть выявлены из следующего описания: «Ярл в палатах начал расти; щитом потрясал, сплетал тетивы, луки он гнул, стрелы точил, дротик и копья в воздух метал, скакал на коне, натравливал псов, махал он мечом, плавал искусно» [91]. Как можно видеть, речь идет о высоком уровне специализации военной знати, поставлявшей кандидатов на роль вождя. Такой кандидат должен был (как и в племенном обществе) завоевывать симпатии соплеменников удачными военными предприятиями: «Хродгар возвысился в битвах... без споров ему покорились сородичи» [92]. Принимая звание конунга, вождь получал власть «над дружиной, над селеньями и над землями...» [93]. По всей видимости, конунги нередко прибегали к раздаче земель с целью поощрения отличившихся представителей дружинной знати: «...отрезал ему семь тысяч земли вместе с домом, с чертогом престольным...» [94]. Такие раздачи должны были крепко привязывать вождей к конунгу узами дружинной верности [95]. Служба вождей выражалась прежде всего в том, что вожди вместе со своей дружиной обязались принимать участие в войске конунга: «...я пошлю тебе войско в тысячу воинов... и пополню твою дружину» [96]. Известно также, что конунг брал на себя обязательство покровительствовать дружине погибших вождей, подчинявшихся власти конунга: «...будешь защитой моим сподвижникам, дружине верной, коль скоро я сгибну» [97]. Вполне возможно, что остатки дружин, потерявших в тяжелом бою вождя, вливались в состав дружины конунга.

(Примечание: Следует учитывать, что текст поэмы Беовульф содержит отдельные средневековые интерполяции. В частности, источник не вполне достоверно отражает характер землевладения в раннегерманском обществе, поскольку наделение служилой знати землей характерно только для феодальных германских обществ).

Фигура вождя приобретает большое значение в культуре Скандинавии данного периода. Германский фольклор наполнен схожими описаниями идеализированного образа жилища вождя, королевских палат, в которых находят пристанище храбрые воины, - таков и Хеорот (Heort) конунга Хродгара, и Вальгалла (Valhallar) предводителя эйнхериев Одина, и Бильскирнир (Bilskirnir) Тора. Размеры подобных строений поражают воображение современников и приобретают в мифологическом отражении просто гигантские черты, - так, чертог Бильскирнир отличался по преданию своими необъятными размерами, - в нем «пять сотен покоев и еще сорок. Он больше всех домов, что когда-либо строили люди» [98]. Большую часть времени конунг проводил в своих палатах с дружиной, поддерживая расположение соратников обильными пирами: «...чертог тот принадлежит... конунгу... там много палат и великое множество народу: иные играли, иные пировали, иные бились оружием» [99]. По видимому, появление нового типа строений связано также и с укрупнением дружин, проживанием дружины в смежных покоях с вождем: «...отныне ты с дружиной, со старейшинами, с домочадцами сможешь в Хеороте спать бестревожно» [100]; «...там, в покоях, враг обнаружил дружину, уснувшую после пиршества» [101]. В «Беовульфе» присутствует указание на постоянную внутреннюю активность в пределах такого рода структур, - автор сетует, что «не слышно арфы, не вьется сокол в высоком зале, и на дворе не топчут кони» [102]. Согласно «Саге об Инглингах», у одного из влиятельных конунгов вендельского периода «при дворе было много разных скоморохов, арфистов и скрипачей» [103]. Внутреннее устройство строений, принадлежавших вождю и его дружине, по видимому, отражало существовашую социальную иерархию. Центром пиршественной залы был стол (либо имела место определенная иерархия столов по степени приближенности к месту вождя), вокруг которого распологались дружинники, и за которым решались важнейшие вопросы. Вождь наблюдал за ходом пиров дружины со своего сиденья («места высокого» [104]), находящегося во главе стола. У ног вождя находилось почетное место для выдающихся дружинников, героев битв и военных походов: «...в стопах у владетельных Скильдингов (конунга и его племянника – С.С.) сел... Унферт, признанный... многодоблестным» [105]. Место дружинника в застолье имело особое значение и в более ранней древнегерманской традиции, - так, сын короля лангобардов Альбоин, прибыв ко двору короля гепидов Туризинда, встретился с вождем, который «принял его дружелюбно, пригласил к своему столу и посадил возле себя, с правой руки, где постоянно сидел его сын, Турисмод» [106]. Место вождя за столом было освящено сакральным авторитетом высшей власти, и, согласно представлениям современников, даже имело силу отпугивать злых духов [107].

Традиции военного предводительства остаются особенно значительными именно на ранних этапах развития вождеств, что может быть отмечено даже по сохранившемуся описанию вождя, возглавлявшего подобное образование, - так, «Олав конунг очень любил повеселиться и пошутить, был приветлив и прост в общении, горячо за все брался, был очень щедр, любил выделиться своей одеждой и в битве превосходил всех храбростью» [108]. В то же время, успешное проведение масштабных военных набегов несомненно приводило к укреплению вождества, и даже к развитию безусловной наследственной власти вождя-конунга – ярким примером установления наследственной единоличной власти может считаться правление вождя вандалов Гейзериха, жестоко подавившего мятеж знати в 442 году, и установившего прочную королевскую власть [109]. Особенную ценность имеет сохранившееся описание нравов и облика Гейзериха, дающее возможность отследить произошедшие изменения в образе германского предводителя: «...был он невысокого роста и хромой из-за падения с лошади, скрытный, немногоречивый, презиравший роскошь, бурный в гневе, жадный до богатства, крайне дальновидный, когда надо было возмутить племена, готовый сеять раздор и возбуждать ненависть» [110]. Как можно видеть, на данном этапе развития вождеств речь идет о смене образа щедрого на подарки предприимчивого военного вождя образом дальновидного общественного деятеля, расчетливого полководца и жестокого политика. В целом, для рассматриваемого типа общности характерно уже развитие отношений, свойственных раннеклассовым структурам, что отражено в свидетельстве Тацита о том, насколько сильно ненавидели вождей свевов Вангиона и Сидона их подданные вследствии своего «рабства» [111]. Неприязнь представителей знати приводила к регулярным попыткам переворота и свержения власти вождя – так, король свевов Ванний «в начале своего правления пользовался у соплеменников почетом и любовью, но долговременное царствование сделало его гордым и он стал жертвой ненависти соседей и внутренних раздоров» [112]. Неприязнь усугублялась значительным накоплением материальных средств предводителем свевов – ходили слухи о «богатствах свевского царства, которые Ванний в течении тридцати лет умножал грабежами и сбором дани» [113]. Очевидно, что имела место и тенденция к развитию противостояния центральной власти и локальных общин (без которого свержение вождя не было бы возможно), что сказывалось на дальнейшем развитии общественного устройства, сопровождавшегося непрестанным усилением военной мощи центральной власти, более жестко вовлекавшей в сферу своего влияния социальные образования на периферии.

Дальнейшее развитие наметившихся в рамках рассматриваемого типа общности тенденций приводит к появлению компаундного вождества [114], возникающего путем инкорпорации простых вождеств, и характеризующегося развитием деспотической власти вождя в отношении региональных лидеров. Снорри Стурлусон обозначает титул вождя, «которому подчиняются конунги-данники (skattkonungar)»,  как «конунг конунгов» (konungr konunga) или «державный конунг» (tjodkonungr) [115], отмечая, что этим именем может называться только такой конунг, который удерживает под своей властью ряд крупных лидеров, и «управляет большой державой» (raedr fyrir tjodlandi). Державы конунгов складывались в ходе захвата владений других вождей: «Ингьяльд конунг... дал обет увеличить свою державу вполовину во все четыре стороны или умереть... после этого Ингьяльд конунг подчинил себе все те владения, которые принадлежали конунгам, и собирал с этих владений дань» [116]. Предпосылки к образованию компаундного вождества могут быть отмечены уже в рамках устойчивых простых вождеств, например, - в деятельности упоминавшегося Юлия Цивилиса, который, по свидетельству Тацита, «решил покорить окрестные племена, а если кто станет сопротивляться, тех подчинить силой оружия» [117]. В результате успешной борьбы Цивилис добился того, что к нему «переходили многие племена, какие со страху, какие – по доброй воле» [118].

Эволюционной фактор в развитии компаундного вождества отслеживается на материале свевово-маркоманской общности короля Маробода, который «достиг среди своих соплеменников верховной власти (principatum), не насильно навязанной, случайной и неустойчивой, а напротив, прочной и основанной на согласии подданных» [119]. Это позволяет нам заключить, что при данном вожде у маркоманов закончилось образование устойчивого простого вождества. Далее, заняв вместе со своими соплеменниками территорию к востоку от Герцинского леса, «он подчинил себе всех соседей отчасти при помощи оружия, а отчасти путем мирных переговоров» [120]. В основу сложившегося образования легла опять-таки система простого вождества с присущей для него ситуацией многовластия (так, представитель готской знати Катуальда, планировавший покушение на Маробода, был вынужден сначала «соблазнить подкупом... вождей» [121] племени маркоманов), однако власть Маробода в отношении подчиненных вождеств уже носила деспотический характер (тот же Катуальда стремился отомстить за то, что «в свое время бежал от чинимых Марободом насилий» [122]), а римляне даже угрожали свевам в случае неповиновения восстановить над ними власть Маробода [123], что воспринималось как угроза повторного порабощения. Держава Маробода имела уже постоянную «столицу» (regia) и расположенные близ нее «укрепления» (castellum) [124], куда собирались купцы из соседних территорий, привлеченные военной добычей и богатствами вождя. В окружении Маробода важное место занимала личная гвардия дружинников-телохранителей, сформированная еще в период простого вождества, и сопровождавшая вождя во всех его предприятиях, - по свидетельству Веллея Патеркула, «при нем (Марободе – С.С.) всегда была стража из его соплеменников» [125]. При этом, следует отметить, что несмотря на наличие обширных территорий, контролируемых вождем, и развитого аппарата власти, все же нет достаточных оснований для того, чтобы считать державу Маробода государством, т.к. его вождество было основано скорее на традиционной для доклассовых обществ системе взымания дани с подчиненных племен, нежели на некоей особой системе налогов, характерной для государственных образований.

Большинство германских племен к моменту их вторжения на территорию римских провинций находилось в стадии развития простого вождества. По свидетельству Эннодия, Теодорих Амал объединил под своим предводительством столько вождей, сколько могло вместить его войско [126]. Простое вождество представляла и организация лангобардов на момент вторжения в Италию - лангобарды ставили над собой короля «на общем совещании» (omnes communi consilio) [127]. Салические франки также в течении долгого времени сохраняли значительные элементы военно-демократических традиций; показателен в этом отношении раздел добычи между воинами Хлодвига, участвовавшими в походе на Суассон, когда Хлодвиг не смог получить от воинов ценную чашу, так как она не выпала по жребию в положенную ему долю. Как свидетельствует Григорий Турский, «король перенес это оскорбление с терпением и кротостью» [128], что объяснялось, по всей видимости, слабостью позиций юного короля. Однако, по прошествии определенного времени, которое король, вероятно, потратил на формирование преданного ему окружения, последовала жестокая месть, выразившаяся в публичном убийстве представителя непокорной части нобилитета. Данное событие, как отмечает Григорий, привело к тому, что Хлодвиг навел на воинов своим поступком «большой страх» [129]. Укрепление власти конунга сопровождалось тем, что «Хлодвиг провел много сражений и одержал много побед» [130]. Таким образом были сформированы соответствующие предпосылки для складывания компаундного вождества. Оформление этого типа политии началось с устранения вождей рипуарских франков и узурпации власти Хлодвигом под разными предлогами. При этом, рипуарские франки демонстрировали более простой уровень общественной организации, нежели франки Хлодвига – например, в Кельне местные франки подняли Хлодвига на щит и избрали его королем согласно действующей у них военно-демократической традиции утверждения власти [131]. Власть Хлодвига приобретала неприкрыто деспотический характер, что можно видеть из его высказываний, например, о том, что представители франкской знати с захваченных территорий «должны быть довольны тем, что остались в живых» [132]. Характерно также и то, что оба вождя, к которым были адресованы эти слова, поспешили снискать расположение Хлодвига, и уверяли его, что «для них достаточно того, что им будет дарована жизнь» [133].

Действия конунгов по расширению земель отличались исключительной жесткостью. Так, норвежский конунг Харальд «велел убивать всех людей и жечь поселения... некоторые просили пощады, и ее получали все, кто шли к конунгу и становились его людьми» [134]. Подчиняя территории, конунг вводил следующий порядок: «Он сажал в каждом фюльке ярла, который должен был поддерживать закон и порядок и собирать взыски и расходы. Ярл должен был брать треть налогов и податей на свое содержание и расходы. У каждого ярла было в своем подчинении четыре херсира или больше, и каждый херсир должен был получать двадцать марок на свое содержание. Каждый ярл должен был поставлять конунгу шестьдесят воинов, а каждый херсир – двадцать. Харальд конунг настолько увеличил дани и подати, что у ярлов было теперь больше богатство и власти, чем раньше у конунгов. Когда все это стало известно в Трандхейме, многие знатные люди пришли к конунгу и стали его людьми» [135]. Следует отметить, что самовластие конунгов в некоторых случаях носило просто неограниченный, и даже полулегендарный характер - так, конунг Уппленда Эйстейн Злой «...пошел походом в Трандхейм и разорял страну и подчинил ее себе. Он предложил трандхеймцам выбор: взять в конунги его раба, которого звали Торир Гривастый, или пса, которого звали Саур. Они выбрали пса, так как полагали, что тогда они сохранят больше свободы» [136]. При этом, бонды нередко собирались противостоять власти конунгов, однако далеко не всегда имели такую возможность: «Олав конунг поднялся и... сказал, что те, кто будут противиться и не захотят подчиниться его велению, навлекут на себя его гнев и подвергнутся наказаниям и самым суровым мерам, которые есть в его распоряжении» [137]. При этом, «...не нашлось никого среди бондов, кто мог бы противоречить конунгу. И так как бонды не смогли ответить конунгу, он не встретил никакого сопротивления. И вот все подчинились тому, что повелел конунг» [138]. Конунги повсеместно нарушали древние права и свободы: «...с течением времени случилось так, что ярл стал распутничать. Доходило до того, что по его велению хватали дочерей почтенных людей и приводили к нему домой, и он делил с ними ложе неделю или две, а потом отсылал домой. Этим он навлек на себя сильное возмущение родни этих женщин» [139]. «Незадолго перед этим ярл отнял жену у человека, которого звали Брюньольв, и это вызвало сильное возмущение, так что было близко к тому, что соберется рать» [140]. Для того, чтобы правильно оценить данные поступки конунга, следует отметить, что преступления против нравственности считалось в древнегерманском обществе самыми тяжелыми: «Прелюбодеяния у столь многолюдного народа чрезвычайно редки: наказание производится немедленно...» [141]; «Если же кто-либо спознается с чужой женой, или силой возьмет девушку... он наказывается смертной казнью» [142]. Характер произошедших в устройстве общества перемен может быть лучше всего отмечен по оценкам современников эпохи, отмечавших положительные качества лидера, несмотря на наличие множества противоправных действий с его стороны: «Вражда к Хакону ярлу была так велика у жителей Трёндалага, что никто не смел называть его иначе, как Злым Ярлом. Это прозвище долго потом сохранялось за ним, но если говорить правду о Хаконе ярле, то о нем надо сказать, что он соединял в себе многое, что нужно в правителе: во-первых, высокое происхождение, затем ум и уменье править державой, мужество в битвах, а вместе с тем и удачу в войне и сраженьях с врагами» [143].

Несмотря на частое нарушение древних традиций, конунги уделяли большое внимание кодификации обычного права: «Хакон конунг был... очень умен и уделял большое внимание установлению законов. Он учредил законы Гулатинга по советам Торлейва Умного и законы Фростатинга по советам Сигурда ярла и других трандхеймцев, которые считались наиболее умными. А законы Хейдсевиса учредил Хальвдан Черный...» [144]; «...Хакон конунг дал им законы и учредил в стране право» [145]. Данная активность была вызвана прежде всего тем, что законодательство давало конунгам возможность упорядочить вооруженные формирования в областях, находящихся под их властью: «...Хакон конунг ввел такой закон: он разделил на корабельные округа все населенные земли от моря и так далеко, как поднимается лосось, и разделил эти округа между фюльками. Было определено, сколько кораблей и какой величины должен выставить каждый фюльк в случае всенародного ополчения, а ополчение должно было собираться, когда чужеземное войско вторгалось в страну. Во время ополчения должны были зажигаться огни на высоких горах, так, чтобы от одного огня был виден другой. И люди говорят, что за семь ночей весть о войне доходила от самого южного огня до самого северного округа в Халогаланде» [146]. Введение четкой военной системы облегчало конунгу сбор ополчения в случае организации военного похода: «Он объявил всему народу, что будет набирать летом войско для похода за пределы страны и потребует поставки кораблей и людей из каждого фюлька, и он сказал, сколько кораблей должны будут поставлять фюльки...» [147]. Укрепление военной власти конунгов сопровождалось масштабным строительством фортификационных сооружений, центализацией обороны страны: «...конунг датчан велел привести в порядок свою оборону, укрепить Датский Вал и снарядить боевые корабли» [148]. «Датский Вал устроен так: в сушу врезаются два фьорда, каждый со своей стороны страны, и между вершинами фьордов датчане соорудили большой вал из камней, дерна и бревен и вырыли с внешней его стороны широкий и глубокий ров, а перед каждыми воротами воздвигли укрепления» [149].

Проведение подобных мероприятий требовало постоянных пополнений казны, которую уже нельзя было обеспечивать за счет одних военных набегов. В качестве универсальной формы сбора налога с подвластного населения скандинавскими конунгами был учрежден институт княжеских пиров (veizla): «...конунг потребовал оплаты своего содержания... но бонды предпочли, чтобы конунг гостил у них, пока он в этом нуждался, и конунг принял это предложение и ездил по пирам по стране с частью своего войска, в то время как другая часть его войска сторожила корабли» [150]. Конунги возводили специальные пункты для контроля за территориями: «Энунд конунг построил себе усадьбы во всех областях Швеции и ездил по всей стране по пирам;  ...осенью Энунд конунг ездил по своим усадьбам с дружиной» [151]. Такого рода строительство было сопряжено с расчисткой территорий и проведением дорог, развитием инфраструктуры и укреплением территориальной целостности регионов: «Швеция – лесная страна, и лесные дебри в ней настолько обширны, что их не проехать и за много дней. Энунд конунг затратил много труда и средств на то, чтобы расчистить леса и заселить росчисти. Он велел также проложить дороги через лесные дебри, и тогда среди лесов стало много безопасных земель, и на них стали селиться» [152]. Строительство также включало возведение новых городских пунктов, что давало конунгам возможность поставить под свой контроль торговлю и производство, и существенно укрепить тем самым позиции княжеской администрации: «Конунг велел поперек мыса сделать вал из камней, дерева и бревен, а перед валом вырыть ров. Так он соорудил большую земляную крепость... внутри крепости он основал торговый посад. Там он велел построить для себя палаты... Он велел размечать участки для других дворов и давал их людям, чтобы те там строились. Осенью он велел свезти туда все, что необходимо на зиму, и остался там зимовать, и с ним было множество народу... На йоль он устроил большой пир и пригласил к себе многих могущественных бондов из ближайших местностей» [153]. Широкое развитие в правление «больших конунгов» поселений городского типа может свидетельствовать о том, что в рассматриваемых общностях развивается четко выраженная трех-уровневая иерархия поселений. Данное положение позволяет заключить, что комплексные вождества вплотную приближаются к ранним формам государственной организации [154].

 

* * *

 

Таким образом, можно видеть, что применение теории вождеств позволяет по-новому оценить характер предгосударственных территориально-политических образований средневековой Скандинавии [155]. Результаты данного исследования [156] существенно корректируют традиционное для догматизированной историографии прошедшего столетия линейно-редукционное представление о последовательном развитии германских племен в племенные союзы и раннеклассовые государства, позволяя заключить, что древние и средневековые «варварские» общества носили догосударственный характер, в то время, как в рамках этих догосударственных образований выделяются простые и комплексные формы общественной организации. Данные формы можно охарактеризовать как «племя» (военно-демократический тип общности), «простое» и «компаундное» (комплексное) вождество. Каждому из выделенных типов общественного устройства соответствует определенная стадия развития королевской власти. Такой подход к оценке развития доклассовых и раннеклассовых образований Скандинавии позволяет сдвинуть период образования раннефеодальных государств в Северной Европе к XII столетию. При этом, скандинавские державы «конунгов-викингов», могут быть охарактеризованы как догосударственные «переходные» образования, которые начинают свое эволюционное развитие в качестве военизированных общностей, объединенных под властью отдельных вождей, а к завершающему этапу структурной эволюции вплотную приближаются к организационной модели ранних государств. Дальнейшая разработка проблем структурной эволюции европейских обществ с привлечением методологии неоэволюционизма является перспективным направлением научного исследования, которое позволит не только получить более подробные характеристики выявленных социальных процессов, но и уточнить существующие теоретические положения по проблемам становления и развития доклассовых и раннеклассовых обществ.


<На главную страницу>





© 2003 Сергей Санников, НГУ
Hosted by uCoz